В Томской области на базе Регионального центра «Пульсар» состоялась образовательная программа для школьных студий, которые в 2023 году включились в проект «Уроки настоящего». В течение недели со школьниками и педагогами трудились представители вузов и компаний региона. Во время обучающего интенсива участники получили возможность поработать над одной из трех задач, предложенных партнерами, и получить обратную связь от экспертов.
Программа «Сириуса» «Уроки настоящего» позволяет ученикам 7–11-х классов сделать первые шаги в науке и проектной деятельности. По ее условиям, участники формируют школьные студии и в течение месяца под руководством педагога-наставника работают над задачами, предложенными экспертами вузов, крупнейших научных институтов и компаний. В конце месяца ребята презентуют свои решения, а представители заказчика выбирают лучшие по итогам циклов.
В Томской области решили поддержать школьников и педагогов, которые только включились в программу. Такое мероприятие проводится в регионе во второй раз. В течение шести дней для участников интенсива проводили семинары и мастер-классы, а в практической части они получили возможность поработать над задачами от вузов и компаний Томской области. Всего было представлено три кейса по направлениям «Когнитивные исследования», «Промышленная механика» и «Новые материалы». В программе приняли участие 82 школьника и педагога-наставника из 14 общеобразовательных организаций Томской области.
Одним из партнеров программы выступил Томский государственный университет. Эксперты предложили участникам программы две задачи на выбор в области «Когнитивных исследований». По условиям первого кейса, на основании какой-либо настольной, развивающей или компьютерной игры нужно было придумать исследование, позволяющее изучить поведение человека в ситуации познавательной деятельности.
Во втором кейсе командам нужно было взять за основу какое-либо психологическое исследование и на его основе подобрать игрушку или игру, способствующую развитию ребенка.
Второй микроцикл в рамках образовательного интенсива представила компания «Промышленная механика». Он был реализован в лабораториях научного ядра «Пульсара» на площадке особой экономической зоны «Томск». Эта инжиниринговая компания более семи лет сотрудничает с лидерами машиностроительной отрасли России. Ребят познакомили с направлениями деятельности для атомной, нефтяной и газовой промышленности, аккумуляторного, фармацевтического и деревообрабатывающего производства.
В рамках проектной задачи школьникам нужно было предложить пути развития предприятия и решить задачу из области обработки материалов – определить, с какой скоростью скользит стружка по передней стенке резца.
Кейс в области «Новых материалов» предложили участникам эксперты Томского политехнического университета. В начале занятий студийцам предстояло освоить теоретический материал и изучить эффекты наночастиц, применяемых в датчиках. В практической части школьники изучали применение наночастиц золота в датчиках.
На обучающую программу также пригласили представителей томских студий, у которых уже накоплен большой опыт участия в «Уроках настоящего».
«В 2022 году мы создали студию на базе нашего лицея и осенью того же года приняли участие в похожей программе регионального центра, организованной для новичков. Мы смогли сплотиться и научиться работать в команде. Результат не заставил себя ждать. Уже в ноябрьском цикле 2022 года от компании РЖД нам удалось представить лучшее решение среди других российских студий. В этом году мы снова отправились на программу, но в этот раз, чтобы поделиться своими наработками за прошедший год с новыми студиями. Региональная программа помогает студийцам поработать в условиях ограниченного времени, ребята учатся достигать целей и выступать на публику. Мы сами прошли через все эти этапы становления и рады, что смогли поддержать коллег», – поделилась руководитель студии Томского гуманитарного лицея Ксения Храпова.
Также в рамках программы прошло несколько тренингов: как выстроить работу в команде, поэтапно планировать реализацию проекта, эффективно распределить обязанности между участниками.
Тренинг по эффективной презентации проекта и актерскому мастерству для студийцев провела лаборант кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины Сибирского государственного медицинского университета Ирина Поздеева. Эксперт дала советы школьникам, как преодолеть тревожность перед выступлением, лучше оформить презентацию, грамотно подготовить тезисы для выступления.
Помимо школьников, участие в программе приняли педагоги – наставники студий. В течение каждого цикла им предстоит курировать работу ребят, помогая им погрузиться в тему и найти решение. В рамках программы преподаватели вместе со школьниками посещали вузы и производственные площадки, общались с экспертами и решали кейсы.
Также ребята приняли участие и в культурно-просветительской программе от городского сада города Томска в рамках концепции «Умный туризм».
Все подробности программы представлены на сайте «Уроков настоящего».
В октябре школьники решают три кейса от компании «ОЦРВ» (ОАО «РЖД»), Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и Института почвоведения и агрохимии СО РАН.