help@sochisirius.ru
1 сентября-31 мая 2022/2023

Уроки настоящего

2022/23 учебный год
 

Программа знакомства с лидерами науки и производства
и решение научно-технологических проектных задач на базе школьных студий

 

Ответы на популярные вопросы (FAQ)               Не нашли ответ – пишите на help@sochisirius.ru
Программы прошлых лет: 2021, 2020, 2019     Все циклы проекта

О проекте

Программа «Уроки настоящего» направлена на организацию сотрудничества и совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и научных лидеров страны. В рамках проекта на базах школ формируются студии от 5 до 7 школьников 7-11 классов. Участники студий встречаются оффлайн и онлайн c ведущими учеными и технологами страны и мира и выполняют задачи от научных лидеров проекта. Проект длится в течение всего учебного года — с сентября по май.

Миссия: показать и рассказать школьникам, какие технологии сейчас развиваются в России и будут перспективными в будущем, какие ученые и компании занимают лидирующие позиции в своей сфере.

Задачи

• распространение актуальных научных идей среди школьников, включение их в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность в сфере приоритетных направлений научно-технологического развития России
• популяризация науки, поддержка увлеченности качественным образованием
• выявление и дальнейшее сопровождение талантливых школьников, координация их деятельности
• повышение качества проектов Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Большие вызовы»
• создание среды для общения и взаимодействия ученых, техно-предпринимателей, бизнесменов, политиков — тех, кто создает успешный сегодняшний день нашей страны, — со школьниками
• профориентация школьников
• повышение hard и soft skills компетенций школьников

Тематическая палитра «Уроков настоящего» связана с ответами на «большие вызовы» — глобальные вопросы, стоящие перед человечеством в таких областях, как новые материалы, большие данные, спутники и пилотируемая космонавтика, агропромышленные и биотехнологии, современная энергетика, освоение Мирового океана, беспилотный транспорт и логистические системы и многие другие.

Участие в проекте «Уроки настоящего» дает возможность в последующем более основательно подойти к выбору области будущих профессиональных интересов и проекта на программе «Сириус.Лето» и подготовиться к участию во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ школьников и научно-технологической программе «Большие вызовы». 

Работа студий

Каждый месяц участники студий осваивают рекомендованные материалы, связанные со сферой деятельности компании-партнера текущего месяца (видеосюжеты, научные и научно-популярные статьи и т.д.), смотрят видеолекцию научного лидера, выполняют групповое задание. Команды обсуждают поставленную задачу, разрабатывают план действий, распределяют функционал между собой. Итоговый, оформленный вариант решения задачи от лектора загружается на платформу «Сириус.Курсы».

Оценка работ

Оценку проектов осуществляют эксперты компании научного лидера текущего месяца. Они не только оценивают решение задачи, но и дают рекомендации, как можно его доработать, чтобы в последующем предложить проект для участия в конкурсе «Большие вызовы» и других проектных конкурсах. 

Подведение итогов

Итоги проекта подводятся в конце учебного года, в мае. Активные зарегистрированные участники проекта, выполнившие задачи не менее пяти циклов, награждаются сертификатами об участии. Для этого руководитель студии каждый месяц предоставляет данные (ФИО) о выполнении задачи и роли каждого участника студии в цикле.

Ответы на популярные вопросы (FAQ)

Информационный плакат для доски объявлений

Участникам

Школьникам

В своей собственной школе вы можете открыть студию и принять участие в проекте в качестве руководителя студии или присоединиться к создаваемой студии как рядовой участник. Студия может быть создана на базе школы, учреждения дополнительного образования или регионального центра. Проект будет интересен тем, кто ищет новые знания и интересуется актуальными достижениями российской и мировой науки, хочет участвовать в интересных проектах по приоритетным научным направлениям. Участниками студии могут стать от 5 до 7 школьников 7-11 классов. Отличительным моментом программы является работа в команде, разработка и оформление проектов, определение будущих профессиональных интересов. 

Руководителем студии является школьник-старшеклассник, получивший согласие директора школы на организацию в ней студии. На базе одной организации может быть организовано несколько студий.

Если вы чувствуете в себе желание и возможность распространять актуальные научные идеи среди сверстников, включать их в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность в сфере приоритетных направлений научно-технологического развития России, смело присоединяйтесь к программе!

Сопровождающим педагогам

В качестве педагогов–наставников к участию приглашаются педагоги образовательных учреждений — те, кто желает внести вклад в профессиональное самоопределение школьников и вовлечение их в научную деятельность. В течение учебного года наставники работают с командой школьников над реализацией проектных задач, взаимодействуют со своими подопечными и всячески им помогают. 

Педагоги смогут усовершенствовать свои навыки организации проектной деятельности и управления в небольших группах (студиях) и в масштабах всей школы, принять участие со своей командой с доработанным проектом во всероссийских конкурсах, в том числе в конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Партнерам

Партнерами проекта выступают индустриальные компании и научные институты. В течение учебного года команды решают задачи, предложенные компаниями-партнерами.

Партнеры привлекают внимание талантливой молодежи со всех регионов России к своей отрасли и далее могут приглашать ребят для дальнейшего участия в своих проектах в рамках программы «Сириус.Лето» и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», а также в стажировках, выездах на производство, мастер-классах и других мероприятиях. Установленные на проекте взаимовыгодные партнерские отношения часто масштабируются и на другие проекты Образовательного центра  «Сириус».

Региональным центрам

Приглашаем региональные центры выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, созданные по модели «Сириуса», присоединиться к проекту с целью установления сотрудничества, создания единой образовательной среды между региональными центрами, Образовательным центром «Сириус» и компаниями-партнерами и организации совместной деятельности по выявлению и развитию талантов школьников.

Региональный центр может стать площадкой для общения студий региона, оказывать помощь в поиске экспертов для решения проектных задач, организовывать мастер-классы и совместные мероприятия, предваряющие решение задач от научных лидеров циклов.

Регламент участия

Каждый месяц школьники получают от компаний–партнеров несколько задач на выбор и решают их в своих студиях.

Для того, чтобы стать участниками проекта:

Этап 1. Узнайте, кто желает создать студию в вашей школе, и присоединитесь к ней. Или сами выступите в роли руководителя студии (вы должны учиться в 7-11 классе), самостоятельно соберите команду от 5 до 7 школьников 7-11 классов. На базе одной организации может быть создано несколько студий.

Этап 2. Запросите согласие директора школы на организацию студии. В нем должен быть указан сопровождающий студию педагог, который будет вам помогать на протяжении учебного года.

Этап 3. Подайте заявку на участие.

1. Первым на программу «Уроки настоящего» регистрируется руководитель студии — школьник, получивший согласие директора. Он подает заявку в системе «Сириус.Онлайн», заполняет все указанные в заявке поля, в том числе указывает ссылку на созданную группу студии в социальной сети «ВКонтакте» (оформить группу можно позже) и загружает заполненное подписанное согласие директора. 

Прием заявок для руководителей студий будет открыт 25 августа. Регистрация будет доступна до 15 апреля включительно*.

2. После одобрения заявки на электронную почту руководителя студии, указанную при подаче заявки, будут отправлены ссылки для регистрации в системе участников студии и, отдельно, сопровождающего педагога. Участники студий и педагоги регистрируются именно по этим ссылкам.

Этап 4.  Вступите в официальную группу «Уроков настоящего» в социальной сети «ВКонтакте» и оформите ранее созданную группу студии, пригласите туда всех участников своей студии. Обязательно укажите название организации, на базе которой создана школьная студия, и город.

Этап 5. Познакомьтесь с вводными материалами (если вы участвуете в проекте впервые), которые станут доступны в системе «Сириус.Курсы» после одобрения заявки:

1. В цикле «Большие вызовы «Уроков настоящего» Елена Ивановна Казакова рассказывает о том, как создать команду, что вам предстоит делать на проекте, как работать в команде.

2. В цикле «Уроки настоящего проектирования» речь идет о том, что такое проектная деятельность и какие ключевые навыки необходимы в процессе решения проектной задачи.

Этап 6. Приступите к выполнению первого цикла, который станет доступным руководителю студии, участникам и сопровождающему педагогу после одобрения заявок. Последующие циклы будут появляться на платформе «Сириус.Курсы» по ходу реализации проекта. 


* Регистрация обязательна для получения доступа к материалам курса. Эксперты проверяют решения только зарегистрированных студий. Сертификаты и дипломы об успешном участии получают только зарегистрированные участники.

Циклы проекта

Программа разбита на восемь циклов длительностью один месяц. Каждый месяц студийцы знакомятся с разными научно-технологическими направлениями и решают задачи, которые ставят компании – представители этих направлений. Все решения оценивают экспертные группы и дают обратную связь участникам проекта.

Проект реализуется при поддержке компаний-партнеров Образовательного центра «Сириус». В этом учебном году студии будут решать проектные задачи от Яндекса, Росатома, Сибура, Алмаз-Антея, Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна), Neurobotics, СПбГУ и других.

В одном цикле (месяце) может быть несколько проектных задач от разных компаний на выбор.

Уроки настоящих технологий получения наноматериалов
Уроки настоящих технологий
получения наноматериалов
сентябрь / МИСиС

Уроки настоящей энергетики
Уроки настоящей энергетики
октябрь / НИКИЭТ (Росатом)

Уроки настоящих экологических исследований
Уроки настоящих экологических исследований
ноябрь / ОИЯИ

Уроки настоящего машинного обучения
Уроки настоящего
машинного обучения
ноябрь / VK

Уроки настоящего: измерение шума и формирование массивов данных
Уроки настоящего: измерение шума и формирование массивов данных
ноябрь / РЖД

Уроки настоящего восприятия речи
Уроки настоящего
восприятия речи
декабрь / СПбГУ

Уроки настоящего: креативный искусственный интеллект
Уроки настоящего: креативный искусственный интеллект

декабрь / Сбер

Уроки настоящего анализа биосигналов человека
Уроки настоящего анализа
биосигналов человека

январь / Нейроботикс

Уроки настоящего анализа данных
Уроки настоящего
анализа данных
январь / Сириус.Курсы

Уроки настоящего умного производства
Уроки настоящего
умного производства
февраль / Алмаз–Антей

Уроки настоящего: редактирование генома
Уроки настоящего:
редактирование генома
февраль / Курчатовский институт

Уроки настоящих аналитических моделей
Уроки настоящих аналитических моделей

март / РЖД

Уроки настоящих космических исследований
Уроки настоящих
космических исследований
Март / Завод ПРОТОН, МИЭТ
и Орловский университет

Уроки настоящего прогнозирования погоды
Уроки настоящего
прогнозирования
погоды
Март / Яндекс

Уроки настоящего машинного обучения: от теории к конкретным задачам
Уроки настоящего машинного обучения: от теории
к конкретным задачам
Апрель / Росатом

​Уроки настоящего: «недренные технологии» с искусственным интеллектом
Уроки настоящего:
«недренные технологии»
с искусственным интеллектом
Апрель / Газпром нефть

Уроки настоящих цифровых двойников
Уроки настоящих
цифровых двойников
Апрель / Алмаз – Антей

Научный руководитель

Казакова
Елена Ивановна

Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Новости

Как партнеры помогают школьникам из Новосибирской области создавать важные проекты на «Уроках настоящего»

«Проектируя будущее»: кузбасские школьники подвели итоги участия в проектах «Сириуса» в этом учебном году

Участники «Уроков настоящего» погрузятся в мир цифровых двойников

Как химики включились в когнитивные исследования: о студиях «Уроков настоящего» в Амурской области

Как решать задачи с помощью методов обучения с подкреплением: лекция «Газпром нефти»

Школьники поработают в симуляции модели нефтяного месторождения на апрельском цикле «Уроков настоящего»

Распознавать сообщения о ЧП в соцсетях научатся участники проекта «Уроки настоящего»

Симуляция модели месторождения, нейросети и цифровые двойники: с чем познакомятся участники «Уроков настоящего» в апреле

Педагог Ольга Мирошкина о том, как быть наставником четырех студий «Уроков настоящего»

Как создаются современные прогнозы погоды: лекция Яндекса

Участники «Уроков настоящего» подключатся к работе над проектом «Нанозонд-1»

Прогнозирование погоды, космические исследования и измерение шума: начинается мартовский цикл «Уроков настоящего»

Как связаны пуховик North Face, инсулин и генетика: лекция Курчатовского института

Индустрия 4.0 и как организовать умное и бережливое производство: онлайн-лекция от Концерна «Алмаз – Антей»

Методы редактирования генома, или почему генетика перевернет мир: новая задача в «Уроках настоящего»

Участники «Уроков настоящего» научатся оптимизировать логистику производственных процессов

Измерение шума от поездов и эксперименты на станках: нижегородская студия о работе на «Уроках настоящего»

Эксперт Сириус.Курсов рассказал о профессии аналитика данных

Как организовать работу студий «Уроков настоящего»: советы от регцентра Томской области

Участники «Уроков настоящего» узнают о профессии аналитика данных и научатся оценивать ЭКГ

На участие в проекте «Уроки настоящего» поступило более 2,5 тысяч заявок

На проекте «Уроки настоящего» школьники изучали модификации железа и алюминия

Эксперт Сбера расскажет, что такое искусственный интеллект и может ли он творить

Как раскрыть тайны восприятия речи — лекция СПбГУ

В ноябрьском цикле «Уроков настоящего» школьники ищут новые методы защиты природы от загрязнений

От утилизации ядерных реакторов до создания чат-бота: школьник Егор Семенов о работе в студиях «Уроков настоящего»

В декабре школьники создадут объекты искусства в стиле разных исторических эпох России с помощью искусственного интеллекта

Школьники научатся измерять шум и формировать массивы данных

Эксперты VK расскажут про использование нейронных сетей для анализа видео

Как ядерная физика помогает экологии — лекция Объединенного института ядерных исследований

Участники проекта «Уроки настоящего» проведут экологическое исследование и погрузятся в мир искусственного интеллекта

Эксперт Росатома расскажет о жизни и выводе из эксплуатации АЭС

«Сириус» приглашает на уроки настоящей энергетики

Школьные учителя рассказали об опыте работы в студиях «Уроков настоящего»

«Уроки настоящего» и «Сириус.Лето»: расскажем о проектных программах в прямом эфире

«Уроки настоящего» — это невероятная атмосфера работы в команде»: участники проекта делятся опытом

Стартовал прием заявок на участие в проекте «Уроки настоящего»

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!