Программа знакомства с лидерами науки и производства
и решение научно-технологических проектных задач на базе школьных студий
Ответы на популярные вопросы (FAQ) Не нашли ответ – пишите на help@sochisirius.ru
Программы прошлых лет: 2021, 2020, 2019 Все циклы проекта
Программа «Уроки настоящего» направлена на организацию сотрудничества и совместной проектной и исследовательской деятельности школьников и научных лидеров страны. В рамках проекта на базах школ формируются студии от 5 до 7 школьников 7-11 классов. Участники студий встречаются оффлайн и онлайн c ведущими учеными и технологами страны и мира и выполняют задачи от научных лидеров проекта. Проект длится в течение всего учебного года — с сентября по май.
Миссия: показать и рассказать школьникам, какие технологии сейчас развиваются в России и будут перспективными в будущем, какие ученые и компании занимают лидирующие позиции в своей сфере.
Задачи
• распространение актуальных научных идей среди школьников, включение их в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность в сфере приоритетных направлений научно-технологического развития России
• популяризация науки, поддержка увлеченности качественным образованием
• выявление и дальнейшее сопровождение талантливых школьников, координация их деятельности
• повышение качества проектов Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Большие вызовы»
• создание среды для общения и взаимодействия ученых, техно-предпринимателей, бизнесменов, политиков — тех, кто создает успешный сегодняшний день нашей страны, — со школьниками
• профориентация школьников
• повышение hard и soft skills компетенций школьников
Тематическая палитра «Уроков настоящего» связана с ответами на «большие вызовы» — глобальные вопросы, стоящие перед человечеством в таких областях, как новые материалы, большие данные, спутники и пилотируемая космонавтика, агропромышленные и биотехнологии, современная энергетика, освоение Мирового океана, беспилотный транспорт и логистические системы и многие другие.
Участие в проекте «Уроки настоящего» дает возможность в последующем более основательно подойти к выбору области будущих профессиональных интересов и проекта на программе «Сириус.Лето» и подготовиться к участию во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ школьников и научно-технологической программе «Большие вызовы».
Работа студий
Каждый месяц участники студий осваивают рекомендованные материалы, связанные со сферой деятельности компании-партнера текущего месяца (видеосюжеты, научные и научно-популярные статьи и т.д.), смотрят видеолекцию научного лидера, выполняют групповое задание. Команды обсуждают поставленную задачу, разрабатывают план действий, распределяют функционал между собой. Итоговый, оформленный вариант решения задачи от лектора загружается на платформу «Сириус.Курсы».
Оценка работ
Оценку проектов осуществляют эксперты компании научного лидера текущего месяца. Они не только оценивают решение задачи, но и дают рекомендации, как можно его доработать, чтобы в последующем предложить проект для участия в конкурсе «Большие вызовы» и других проектных конкурсах.
Подведение итогов
Итоги проекта подводятся в конце учебного года, в мае. Активные зарегистрированные участники проекта, выполнившие задачи не менее пяти циклов, награждаются сертификатами об участии. Для этого руководитель студии каждый месяц предоставляет данные (ФИО) о выполнении задачи и роли каждого участника студии в цикле.
Школьникам
В своей собственной школе вы можете открыть студию и принять участие в проекте в качестве руководителя студии или присоединиться к создаваемой студии как рядовой участник. Студия может быть создана на базе школы, учреждения дополнительного образования или регионального центра. Проект будет интересен тем, кто ищет новые знания и интересуется актуальными достижениями российской и мировой науки, хочет участвовать в интересных проектах по приоритетным научным направлениям. Участниками студии могут стать от 5 до 7 школьников 7-11 классов. Отличительным моментом программы является работа в команде, разработка и оформление проектов, определение будущих профессиональных интересов.
Руководителем студии является школьник-старшеклассник, получивший согласие директора школы на организацию в ней студии. На базе одной организации может быть организовано несколько студий.
Если вы чувствуете в себе желание и возможность распространять актуальные научные идеи среди сверстников, включать их в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность в сфере приоритетных направлений научно-технологического развития России, смело присоединяйтесь к программе!
Сопровождающим педагогам
В качестве педагогов–наставников к участию приглашаются педагоги образовательных учреждений — те, кто желает внести вклад в профессиональное самоопределение школьников и вовлечение их в научную деятельность. В течение учебного года наставники работают с командой школьников над реализацией проектных задач, взаимодействуют со своими подопечными и всячески им помогают.
Педагоги смогут усовершенствовать свои навыки организации проектной деятельности и управления в небольших группах (студиях) и в масштабах всей школы, принять участие со своей командой с доработанным проектом во всероссийских конкурсах, в том числе в конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Партнерам
Партнерами проекта выступают индустриальные компании и научные институты. В течение учебного года команды решают задачи, предложенные компаниями-партнерами.
Партнеры привлекают внимание талантливой молодежи со всех регионов России к своей отрасли и далее могут приглашать ребят для дальнейшего участия в своих проектах в рамках программы «Сириус.Лето» и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», а также в стажировках, выездах на производство, мастер-классах и других мероприятиях. Установленные на проекте взаимовыгодные партнерские отношения часто масштабируются и на другие проекты Образовательного центра «Сириус».
Региональным центрам
Приглашаем региональные центры выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, созданные по модели «Сириуса», присоединиться к проекту с целью установления сотрудничества, создания единой образовательной среды между региональными центрами, Образовательным центром «Сириус» и компаниями-партнерами и организации совместной деятельности по выявлению и развитию талантов школьников.
Региональный центр может стать площадкой для общения студий региона, оказывать помощь в поиске экспертов для решения проектных задач, организовывать мастер-классы и совместные мероприятия, предваряющие решение задач от научных лидеров циклов.
Каждый месяц школьники получают от компаний–партнеров несколько задач на выбор и решают их в своих студиях.
Для того, чтобы стать участниками проекта:
Этап 1. Узнайте, кто желает создать студию в вашей школе, и присоединитесь к ней. Или сами выступите в роли руководителя студии (вы должны учиться в 7-11 классе), самостоятельно соберите команду от 5 до 7 школьников 7-11 классов. На базе одной организации может быть создано несколько студий.
Этап 2. Запросите согласие директора школы на организацию студии. В нем должен быть указан сопровождающий студию педагог, который будет вам помогать на протяжении учебного года.
Этап 3. Подайте заявку на участие.
1. Первым на программу «Уроки настоящего» регистрируется руководитель студии — школьник, получивший согласие директора. Он подает заявку в системе «Сириус.Онлайн», заполняет все указанные в заявке поля, в том числе указывает ссылку на созданную группу студии в социальной сети «ВКонтакте» (оформить группу можно позже) и загружает заполненное подписанное согласие директора.
Прием заявок для руководителей студий будет открыт 25 августа. Регистрация будет доступна до 15 апреля включительно*.
2. После одобрения заявки на электронную почту руководителя студии, указанную при подаче заявки, будут отправлены ссылки для регистрации в системе участников студии и, отдельно, сопровождающего педагога. Участники студий и педагоги регистрируются именно по этим ссылкам.
Этап 4. Вступите в официальную группу «Уроков настоящего» в социальной сети «ВКонтакте» и оформите ранее созданную группу студии, пригласите туда всех участников своей студии. Обязательно укажите название организации, на базе которой создана школьная студия, и город.
Этап 5. Познакомьтесь с вводными материалами (если вы участвуете в проекте впервые), которые станут доступны в системе «Сириус.Курсы» после одобрения заявки:
1. В цикле «Большие вызовы «Уроков настоящего» Елена Ивановна Казакова рассказывает о том, как создать команду, что вам предстоит делать на проекте, как работать в команде.
2. В цикле «Уроки настоящего проектирования» речь идет о том, что такое проектная деятельность и какие ключевые навыки необходимы в процессе решения проектной задачи.
Этап 6. Приступите к выполнению первого цикла, который станет доступным руководителю студии, участникам и сопровождающему педагогу после одобрения заявок. Последующие циклы будут появляться на платформе «Сириус.Курсы» по ходу реализации проекта.
* Регистрация обязательна для получения доступа к материалам курса. Эксперты проверяют решения только зарегистрированных студий. Сертификаты и дипломы об успешном участии получают только зарегистрированные участники.
Программа разбита на восемь циклов длительностью один месяц. Каждый месяц студийцы знакомятся с разными научно-технологическими направлениями и решают задачи, которые ставят компании – представители этих направлений. Все решения оценивают экспертные группы и дают обратную связь участникам проекта.
Проект реализуется при поддержке компаний-партнеров Образовательного центра «Сириус». В этом учебном году студии будут решать проектные задачи от Яндекса, Росатома, Сибура, Алмаз-Антея, Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна), Neurobotics, СПбГУ и других.
В одном цикле (месяце) может быть несколько проектных задач от разных компаний на выбор.
Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор