help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Продолжается февральский цикл дистанционного проекта Образовательного центра «Сириус» «Уроки настоящего». На «Уроках настоящего умного производства» школьникам 7–11 классов предстоит решить задачи в области организации промышленного производства и транспортной логистики.

В рамках цикла участники проекта «Уроки настоящего» узнают о современных технологиях, применяемых на современном умном и бережливом производстве, основных направлениях развития и проблемах, связанных с их освоением и внедрением в практику работы российских предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. Обо всем этом расскажет научный лидер цикла, представитель Концерна ВКО «Алмаз – Антей» Дмитрий Щеглов, начальник расчетно-исследовательского центра АО «Обуховский завод», заведующий базовой кафедрой «Средства ВКО и ПВО» БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова. 

Онлайн-лекция «Особенности создания умных производственных систем» состоится в пятницу, 10 февраля 2023 года, в 15:00. Приглашаются все желающие!

На лекции речь пойдет в том числе об инструментах Индустрии 4.0. Перед началом лекции спикер подробнее рассказал о понятии «Индустрия 4.0».

— Дмитрий Константинович, расскажите, пожалуйста, что такое Индустрия 4.0?

— Понятие «индустрия» связано, прежде всего, с применением в технологических процессах промышленного производства машинной техники. Огромный скачок в этом направлении произошел в XVIII веке с началом механизации производства посредством паровой машины. Этот этап развития производства получил название Индустрия 1.0. Кстати, в России паровая машина, созданная Иваном Ползуновым, была впервые введена в эксплуатацию на Барнаульском заводе в 1766 году.

Следующим переломным этапом развития производственных технологий стала Индустрия 2.0, характеризующаяся внедрением электрических станков и электрооборудования. В нашей стране этот этап совпал с индустриализацией машиностроительных предприятий, начатой после Великой Октябрьской социалистической революции. В частности, в 1932 году завод «Красный пролетарий» выпустил первый современный токарно-винторезный станок.

Развитие электроники и первой вычислительной техники в 70-х годах прошлого века привело к революции в области автоматизации промышленного производства, получившей название Индустрия 3.0. С развитием сетевых технологий ARPANET (прототип интернета) Министерство обороны США в середине 80-х годов приступило к реализации системы непрерывной информационной поддержки поставок и жизненного цикла изделий. При этом, важно отметить, что советскими кибернетиками Анатолием Ивановичем Китовым и Виктором Михайловичем Глушковым еще в период 50-80-х годов разрабатывался гораздо более амбициозный проект. Они предлагали создать общегосударственную автоматизированную систему учета и обработки информации, объединяющую в единую сеть множество вычислительных центров для управления народным хозяйством страны. К сожалению, по ряду причин этот перспективный проект не был реализован.

— Следовательно, Индустрия 4.0 еще теснее связана с развитием ЭВМ, компьютеров, информационных технологий?

— В настоящее время промышленные технологии переходят к новому этапу развития – цифровой трансформации, в основе которой лежат кибернетические производственные системы построенные на технологиях Индустрии 4.0. К ним относятся, прежде всего, цифровые двойники, большие данные и искусственный интеллект, промышленный интернет вещей, онтологические модели деятельности, машинное обучение и другие технологии.

— С какими вызовами сталкиваются современные цифровые предприятия или производства, которые только пытаются стать таковыми?

— Одним из наиболее актуальных вызовов, с которым сталкиваются в настоящее время большинство российских промышленных предприятий, на мой взгляд, является необходимость импортозамещения средств производства. Введенные ограничения на поставку в нашу страну сложной наукоемкой техники и промышленных технологий требует создания и развития собственного производства для обеспечения технологической независимости. Особо важным в настоящее время является импортозамещение электронной компонентной базы, высокоточных станков, программного обеспечения.

Следует отметить, что необходимым условием реализации российскими предприятиями проектов по импортозамещению, созданию современных информационно-коммуникационных и промышленных цифровых технологий, внедрению инноваций и оптимизации производственных процессов является наличие высококвалифицированных инициативных молодых работников. Кадровое обеспечение предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности такими специалистами является еще одним серьезным вызовом. Именно по этой причине многие промышленные предприятия принимают активное участие в различных проектах по профессиональной ориентации школьников, а также студентов профильных учебных заведений.

— Ваша компания участвует в такой профориентации, в частности, не первый год предлагает задачи для проекта «Уроки настоящего» (в прошлом сезоне эксперты компании предложили школьникам пофантазировать о предприятии будущего и спроектировать производство с конвейерными линиями — прим.ред.). Что это дало для вашей компании, для вас лично?

— Вовлечение школьников в проектную деятельность создало у нас предпосылки для развития системы подготовки мотивированных талантливых молодых специалистов для предприятий Концерна в формате «школа – вуз – предприятие».

Ну а мне подготовка проекта позволила систематизировать свои знания в области организации промышленного производства. Предоставила уникальную возможность поработать с опытными методистами в процессе разработки проектных заданий. Кроме того, я получил заряд оптимизма на весь год и огромное удовольствие от анализа результатов проектов талантливых целеустремленных школьников.

В этом году «Алмаз – Антей» предложил школьникам решить две проектные задачи (на выбор):

- определить оптимальное необходимое число инструментов для обеспечения минимального простоя станочного оборудования;
- предложить кратчайший маршрут перевозки материалов при планировании производственного цикла по выпуску высокотехнологичной продукции.

Чтобы попробовать свои силы в решении актуальных производственных задач, нужно присоединиться к проекту «Уроки настоящего». 

Для этого руководитель студии — школьник-старшеклассник, желающий создать студию и самостоятельно собравший команду от 5 до 7 школьников 7–11 классов, — подает заявку на сайте scienceclass.sirius.ru и прикрепляет к ней согласие директора образовательного учреждения на организацию студии. После регистрации у студийцев откроется доступ на платформу Сириус.Курсы, где размещены все материалы по циклу: лекция, проектная задача, дополнительная литература и материалы, предваряющие ее решение, информация о критериях и формате сдачи работ, форма для загрузки решения и отправки его на проверку экспертам.

Подать заявку

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!