В феврале в «Сириусе» со стажерами «Литературного творчества» работал Дмитрий Эвадиевич Коломенский – поэт-песенник, член клуба авторской песни «Четверг», учитель русского языка и литературы, а также руководитель семинара «Школа песенных текстов». От него ребята узнали об особенностях авторской песни, о сходствах и различиях жанра с другими песенными течениями, а также о том, как найти свой творческий и профессиональный путь.
– Дмитрий Эвадиевич, Вы являетесь участником петербургского клуба авторской песни «Четверг». Чем клуб занимается?
– Клуб авторской песни – это, в первую очередь, люди. Они собираются, общаются, поют друг другу свои и чужие песни. «Четверг» существует уже 26 лет, а я его участник уже 22 года.
– А как и когда Вы начали писать песни и стихотворения?
– Мне с детства читали много стихотворений, и стало казаться, что это естественно – изъясняться стихами. Родители пели. А я довольно рано, лет в 13, стал ходить в долгие походы…Костер, гитара – все это способствовало. Как только в 15 лет я выучил три аккорда, незамедлительно сочинил песню. Сначала писал ради интереса, затем это переросло в любимое занятие.
– Когда Вы решили, что станете преподавателем русского языка и литературы?
– В первом классе. Правда во втором мне захотелось быть воспитателем детского сада. Наверное, все дело было в популярном советском фильме «Усатый нянь». Но я вскоре оставил эту мысль и вернулся к прежней мечте – стать учителем.
– Но учитель – работа отчасти рутинная, а поэт – более творческая. Как две такие разные области сосуществуют в вашей деятельности?
– Между ними нет никакого конфликта. Я четко разграничиваю свою поэтическую и педагогическую деятельность. Проработал в школе восемь лет, и это не мешало мне писать стихи. И наоборот – на мою творческую деятельность педагогическая практика никак не влияла. Я считаю, это абсолютно разные способы взаимодействия с миром.
– Вы приехали в «Сириус» на литературный семинар «Школа песенных текстов». Есть ли у вас своя, уникальная, методика обучения?
– Главное – дать стажерам понять, что стихотворение и песенный текст – это не одно и то же. Но в то же время, эти понятия часто пересекаются: на любое стихотворение можно написать песню. Мы с ребятами беседуем, обсуждаем не только тексты, но важные детали – интонации, песенные коммуникации. Пожалуй, специфика в этом – объяснять профессиональные тонкости.
– На своих занятиях Вы учите, как писать стихи. Но разве можно этому обучить?
– Питерская поэтесса Нонна Слепакова, чьим учеником я являюсь, сказала: «Я не могу вас научить писать стихи. Но вы можете научиться». Если у человека есть талант, есть желание слушать и слышать, то можно.
– Чего Вы ждете от стажеров февральской литературной программы?
– Чтобы они создали прекрасные работы. Я хочу, чтобы у них возникло желание развиваться в своем творчестве. Им нужно задать правильный вектор, чтобы дальше они сами пополняли свои знания. Сейчас вижу свою задачу в максимальном предоставлении ребятам тех возможностей, которыми они смогут воспользоваться. Если им это принесет какую-либо пользу, буду рад.
– Какие три совета Вы можете дать молодым поэтам?
– Первый совет: не бояться писать. И только потом разбираться, что имеет ценность, а что – нет. Нужно выработать привычку выражать свои мысли и чувства стихами. Это поможет сформировать навык письма. Второй совет: читать стихи для удовольствия. Прочитанные стихи должны давать импульс к созданию своих собственных. Третий совет: растить в себе творца и редактора. Давать свободу надо каждому из них по очереди. Творец пишет, а редактор уже потом с холодной головой разбирает, что создал творец. Нужно подходить к своему творчеству так, чтобы эти две роли друг другу не мешали. В конечном итоге это даст свой результат.
Материал подготовили участники направления «Литературное творчество»: Гумовска Вероника (Калининградская область, 16 лет); Екатерина Воротынцева (Воронежская область, 16 лет); Валерия Усачева (Воронежская область, 17 лет).