help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Российский историк искусств и музеевед, доктор культурологии, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» и автор более 200 научных и научно-популярных работ по истории Санкт-Петербурга и Петергофа Елена Кальницкая посетила Сириус. Спикер рассказала о том, какие проблемы стоят сегодня перед современной музейной культурой.

Музеи как специализированные учреждения для демонстрации коллекций (какими мы их знаем сегодня) возникли около двух столетий назад и с тех пор несут функции просвещения, хранят знания и наследие цивилизаций, культурные артефакты и предметы быта – своеобразные приметы времени. Значительное развитие музейного дела произошло в начале XIX века.

Но сегодня музеям стало сложно доказывать свою необходимость. На рубеже тысячелетий ученые начали говорить о кризисе российских музеев, задумались о необходимости новых стратегий привлечения посетителей. Это нужно не только для увеличения посещаемости: музей может выступать модератором социального диалога, стать центром «живых культур». То есть не только демонстрировать артефакты прошлого, но и помогать осмыслять подвижную материю культуры, постоянно расширяя сферу своего «вещания».

Музейный переполох: диалог на равных

Развивать модель культуры участия посетителей (в особенности молодежи) в музейной жизни – значит, ориентироваться на интересы аудитории, учитывать ее мнение. Поэтому я всегда рассказываю о том, как музейные сотрудники ищут новые формы коммуникации со школьниками. Обычно ребятам интересно слушать о создании принципиально новых музейных экспозиций, основанных на театрализации пространства, об использовании современных мультимедийных технологий и новейших концептуальных подходов, ориентированных на молодежь.

Мультимедийные технологии в музейном деле мне интересны давно. Даже докторскую диссертацию я посвятила теме мультимедийной реконструкции памятников архитектуры по историческим чертежам. Сейчас таким никого не удивишь, но лет десять назад возможность виртуально воссоздать многие утраченные памятники архитектуры была почти сенсацией.

Этот прием можно назвать методом архитектурной визуализации. Когда воссоздание утраченного облика памятника невозможно, проводятся искусствоведческие исследования, начинается работа в виртуальном пространстве. Так было с одним из пяти зданий Государственного Русского музея – Михайловского замка, бывшего императорского дворца, где в результате заговора был убит император Павел I. Сегодня по нему доступны виртуальные экскурсии.  

В любимом деле мне захотелось идти дальше. Так родились проекты «Государевы потехи», «Петергофские дачники», театр в «Картинном доме» Ораниенбаума… О них – по порядку.

Как быть с велосипедами, или Чем бы государи не тешились

В 2014 году мы поставили на ремонт здание, в котором хранилась коллекция из 16 императорских велосипедов XIX века. Среди них даже знаменитый «костотряс» Александра II.

Но куда девать велосипеды? Открыть музей двухколесных велосипедов – слишком узкая тема, скучновато. Нам захотелось рассказать о том, как вообще развлекался императорский двор — так появился историко-культурный проект «Государевы потехи». Конечно, мы прибегли к использованию мультимедийных технологий. Теперь каждый мог попасть в иллюзорный мир, наполненный реальными старинными предметами – личными императорскими вещами, коллекциями парадных и театральных костюмов, памятных медалей. И, разумеется, особое место в нем было отведено тем самым велосипедам.  

К слову, экспозиция заняла девять залов одного из Кавалерских домов. Каждая рассказывала о ярких, значимых для Петергофа праздниках и развлечениях, составлявших важную часть придворной культуры.

Как я уже говорила, нам очень хотелось ориентироваться на молодежь и заинтересовать ее удивительной музейной средой, в которой подлинные музейные предметы жили своей жизнью. Но реализовать этот проект своими силами было сложно. Появилась потрясающая идея: пригласить на помощь людей театра. И вместе мы сделали проект, объединивший музыку, свет, мультимедийные проекции и акустическое сопровождение.

Он имел ошеломительный успех, и мы поняли, что по этому пути можно идти дальше.

«Я – старый оперный зал...»: мультимедийные проекты «Картинного дома» Ораниенбаума

В «Картинном доме» есть уникальный оперный зал на 40 человек. Казалось бы, пустяк какой – заполнить его людьми. Но не тут-то было: мало кто поедет поздно вечером за тридевять земель слушать «Цефал и Прокрис» – первую русскую оперу, поставленную на музыку придворного композитора Франческо Арайи в 1755 году, во время правления царицы Елизаветы Петровны. Тогда мы придумали интересный ход и поставили мультимедийный спектакль «Рождение русской оперы, 1755», премьера которого состоялась в 2015 году.

Стоит отметить, великий князь Петр Федорович, по чьему распоряжению в Ораниенбауме был открыт «Картинный и оперный дом», – был большим любителем искусства. Ему было чрезвычайно интересно, как устроена «вся эта инженерия» театра, художественные приемы, к которым прибегали технологи, режиссеры и артисты того времени, чтобы добиться на сцене максимального правдоподобия.

Вот в наше время, чтобы поставить «Рождение русской оперы 1755» и органично вписать новые технологии в стены Картинного дома, потребовалось немало усилий мастеров. А суть проекта в том, чтобы в 18 минут уместить движущиеся декорации, трехмерные видеосветовые эффекты, трехмерный звук, и рассказать историю возникновения итальянской оперы в России, показать закулисную (техническую) сторону театра XVIII века, и, собственно, представить саму оперу.

«Я – старый оперный зал...», – начинает рассказывать зрителям закадровый голос Олега Басилашвили, объясняя каждый технический нюанс сценического искусства.

Подготовка – колоссальная. Работали не только над светом и монтажом, мы поднимали архивы, чтобы каждая деталь, каждый эпизод были предельно точны. Основой сценографической идеи послужили эскизы известного театрального художника Джузеппе Валериани. Стоит ли говорить, что теперь каждая экскурсия по Ораниенбаумскому дворцу всегда заканчивается этим спектаклем.

Петергофские дачники: это вам не картошку полоть

Еще один музей, работу которого мы запустили, – это Фермерский дворец императора Александра II. По сути, это интерьерный музей: 15 залов и более 300 экспонатов. На этот раз мы придумали новый культурно-исторический проект, посвященный дачной жизни императорского двора на южном побережье Финского залива.

Это страшно интересное культурное явление: здесь сохранялся привычный светский распорядок со всеми торжественными обедами и приемами. И мы рассказываем о простых дачных радостях – купание в заливе, велосипедные прогулки в парке, крикет, игры и пикники. И, конечно, лето на даче неизбежно было связано с варкой ароматного варенья, изготовлением душистых наливок: так дачный вкус сохранялся для долгой петербургской зимы.

Как всегда, здесь совмещены самые разные оптические эффекты в сочетании с музыкой, светом и цветом. Мы сделали отражения в зеркалах, воссоздали копию «волшебного фонаря». А сама экспозиция уносит в нас дачную жизнь той эпохи, в принятый там распорядок дня, далекий от столичной суеты. Наши гости поднимаются на веранду типичного дачного дома, заходят в мастерскую художника, кабинет аристократа, дамский будуар, детскую. Словом, узнают о развлечениях и радостях петергофского лета, его ароматах, вкусах и звуках, на себе испытывают размеренность загородного отдыха на взморье. Это действительно прекрасно: я уверена, вы не обойдете его стороной, если будете в Петергофе.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!