help@sochisirius.ru

 В июне в Сириус на образовательную программу направления «Литературное творчество» пригласили школьников 6-8 классов. Но большая часть программ направления рассчитана все же на стажеров 8-11 классов. В чем отличие самих учебных занятий и их форматов? И как вообще сегодня в России обстоят дела со чтением: его в жизни современных детей стало меньше или больше? Идут ли на пользу электронные библиотеки, экранизации произведений? Что такое интеллектуальный туризм?

Об этом мы поговорили с Заслуженным учителем Российской Федерации, кандидатом педагогических наук, заместителем директора Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга Екатериной Тенютиной. Екатерина Дмитриевна - лауреат международного приза «За поддержку детского чтения «Размышления о маленьком принце», в качестве приглашенного преподавателя работает в «Сириусе» уже третий год.

–  С самого начала (с сентября 2016 года) в Сириус на «Литературное творчество» обычно приезжали подростки 14-17 лет. В этом месяце программа рассчитана на школьников 12-13 лет...

–  Само направление должно развиваться, предлагать разные варианты образовательных программ. Мы хотим, чтобы в Сириус школьники приезжали и во второй, и в третий раз, хотим видеть, как они растут. Для нас – педагогов – работа с детьми этого возраста - это новый опыт. Но радует, что у всех наших стажеров высочайшая степень мотивации. Мотивации все узнать, увидеть, набрать как можно больше опыта.

– Чем отличается работа с младшими детьми от работы со старшими? В чем разница технологий построения самих учебных занятий?

– У детей 12-14 лет пока нет серьезной литературоведческой базы, они еще не участвуют в вузовских, во Всероссийских олимпиадах, в больших научных конференциях, у них мало опыта создания собственных авторских текстов. Программа по литературе для 6-8 классов (даже углубленная) – это подготовительная ступень для изучения серьезной литературы.

На занятиях с ними используем меньше теоретико-литературных понятий, меньше работаем с литературоведческими источниками, теоретическими исследованиями. Чаще используем форму литературной игры, подробно анализируем их наброски и эскизы.

– Как это помогает ребенку создать текст?

– Например, в Сириусе в этом месяце ребята с первого занятия создают «копилку текстов-черновиков». Каждый день они пишут небольшой текст, который потом сможет стать фрагментом итоговой работы – сочинения в форме проблемного вопроса. Читают свои тексты, обсуждают их друг с другом, советуются, спрашивают мнение наставника. Так исчезает страх создания большого текста.

– Чем отличается та программа, по которой школьники занимаются в Сириусе, от базовой школьной?

– Мы тоже работаем со школьной программой. Но, разумеется, выходим «за страницы» школьного учебника, используем другие технологии. В Сириусе школьники очень много пишут. Говорливых детей, готовых обсудить, поспорить, аргументировать свою точку зрения, много, а вот навык письма, к сожалению, сегодня отсутствует у всех. И вот этот «пробел» мы восполняем.

Умение отвечать на проблемные вопросы аргументировано – один из важнейших навыков для ученика современной школы. Он выпускнику программы будет полезен на ОГЭ по русскому и литературе в 9 классе, на выпускном сочинении в 11 классе, на ЕГЭ по русскому языку и литературе, на Всероссийском конкурсе сочинений, Всероссийской олимпиаде школьников и на научно-практических конференциях. Мы, работая углубленно с литературно одаренными детьми, не забываем и про «базовый» результат.

– Екатерина Дмитриевна, вы занимаетесь проблемой детского чтения. Современные дети стали читать больше или меньше?

– Я считаю, что «маятник качнулся» в сторону чтения. В регионах начали развивать детские библиотеки. А библиотекарь сегодня уже не только выдает книги, а проводит акции, мероприятия, игры. Современная библиотека должна стать привлекательным местом для отдыха, посиделок, встреч, чтобы читатель захотел туда прийти. Как, например, это происходит в Сириусе. Мы видим, что в вечернее время медиатека заполнена. Потому что в ней комфортно, уютно, красиво, грамотно подобраны книги.

– Но за чтение отвечают не только учитель литературы и школьный библиотекарь. Во сколько лет формируется любовь к чтению? Если мама ребенку в 4 года читает, то он сохранит эту любовь к книге?

– Я занимаюсь проблемами детского чтения, куда в том числе входит и работа с родителями. У меня есть мастер-класс «Читать с детьми». И я всегда говорю родителям, что нужно читать самим. Ведь если папа садится к телевизору, а мама к компьютеру, и они говорят ребенку: «Иди читай», это не сработает.

– Электронные библиотеки, экранизации произведений… Это помогает развивать чтение?

– Сейчас то время, когда без «цифры» невозможно. Технологии позволяют человеку в любом месте выйти в книжное пространство и что-то узнать.

А вообще, все форматы изучения литературы хороши. Кроме скучных и неинтересных. В Сириусе со школьниками мы смотрим экранизации. И они всегда становятся предметом споров и обсуждений.

Кроме того, сейчас развивается интеллектуальный туризм: можно изучать творчество писателей, путешествуя. Тульская, Орловская, Псковская, Московская, Ленинградская области, Крым. Юным филологам я бы советовала посещать музеи-квартиры и усадьбы писателей.

– Можете посоветовать авторов, которые пишут о популяризации чтения среди детей, которых могли бы почитать педагоги?

– Мой любимый – Даниэль Пеннак, его книга «Как роман» - это верный помощник для родителей и педагогов. Учителям я посоветовала бы сборники «100 проектов про чтение». Это всероссийский проект, который реализуется на грант Президента Российской Федерации. Составители сборника, среди которых руководители и педагоги программы «Литературное творчество» в Сириусе, объединили в этом «атласе» проекты, посвященные развитию и популяризации чтения. Знаю, что их полюбили многие учителя России. Среди авторов проектов есть и выпускники Сириуса. Они в рамках движения «Волонтеры чтения» активно пропагандируют любовь к литературе в своих регионах 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!