help@sochisirius.ru

Можно ли мыслить картинками, получится ли у поэта написать сценарий, что ему для этого потребуется и, главное, зачем, рассказывает Гузель Яхина, российская писательница, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная поляна», выпускница сценарного факультета Московской школы кино.

Сценарность – характеристика того, как человек думает: люди со сценарным мышлением мыслят картинками. Это хороший инструмент: он может помочь и в эссеистике, и в журналистике, и в художественной прозе. 

К слову, по типу сценарного мышления пишущих людей условно можно разделить на три типа: драматургов, писателей и поэтов. У кого из них больше шансов написать успешный сценарий – участники программы «Литературное творчество» разбирались с писательницей Гузель Яхиной

Драматургу сложно писать хорошие сценарии для кино – люди такого типа мыслят диалогами, для них смысл должен быть вложен в слово, в то время как кинематограф– искусство визуальное и вовсе родилось немым. И многие авторские фильмы снимаются без единого слова. В таком кино главное звуки, шумы, мизансцены, репрезентации идей и образов – история рассказывается только языком кино, основа которого – картинка, а не текст. 

«Прозаикам учиться сценаристике легче: они рассказывают историю не только в диалогах, но и в образах. Но лучшие создатели идейной основы фильма или спектакля – это поэты, их образ мышления близок к сценарному. К тому же поэты хорошо понимают структуру и ритм, что в кинематографе основное», – рассказывала Гузель Яхина.

Продумывать сценарий – это как снимать у себя в голове кино, строить цепь эпизодов. В каждом эпизоде – развитие мысли, которая становится основой сюжета (цепи конфликтных ситуаций). Задача автора – выстроить нарастающий саспенс: побудить читателя или зрителя напряженно следить за развитием событий, соучаствовать происходящему. 

Несколько принципов из области литературной и киносценаристики, которые помогут начинающим авторам:

1. История – самое важное. Одну и ту же историю, как мы уже поняли, можно рассказать разными языками: языком кино, литературы, посредством фотографии или графического романа. Первое и самое важное правило: история должна быть внятной. Ее нужно рассказать так, чтобы между автором и читателем исключить непонимания. История должна быть интересной – в ней может не быть погонь, приключений, неожиданных сюжетных поворотов, но должно быть  внутреннее, живое течение мыслей, которое подхватывает читателя, заставляя его переворачивать страницу за страницей.

2. Герой = сюжет = структура. Структуру произведения нужно выстраивать так, чтобы она поддерживала развитие героя  и помогала читателю лучше понять персонажей и их истории. Именно структура обеспечивает целостность произведения, его способность воплощать и передавать выражаемое в нем содержание.

3. Тема и идея. Тема – это то, о чем будет ваша книга или сценарий, а идея – главный ее смысл. Начать работать можно с темы, а затем перейти к идее, а можно сделать иначе – прислушаться к своему подсознанию: если вам очень хочется написать, например, диалог, который несколько недель не уходит из головы, подумайте, какие смыслы заложены нем – может именно он станет темой всего произведения.

4. Кадр – схема – эпизод. Это важные части структуры сценария или романа. Кадр – это картинка, движение камеры от склейки до склейки. В тот момент, когда происходит обрезка, заканчивается кадр. В кино главный рассказчик – камера, она должна не просто что-то показывать, а рассказывать этим историю. Хорошо, когда в каждом кадре добавляется бит информации, которая обогащает историю и придает ей новые смыслы. Сцена – действие внутри локации, эпизод – законченный микросюжет, с ними нужно работать так же, как и с кадром – из этих «кирпичиков» и складывается структура.

5. Монтаж. Он важен не только в кинематографе, но и в литературе: композиция, размещение элементов друг относительно друга, это и есть монтаж. В кинематографе есть два подхода к монтажу, оба придуманы в начале XX века в СССР. При подходе советского режиссера Льва Кулешова монтаж должен внятно, последовательно рассказывать историю и помогать зрителю ее понять. Подход теоретика кино, режиссера и сценариста Сергея Эйзенштейна противоположен ему, он основан на конфликте кадров – дарит дополнительные смыслы и в какой-то степени манипулирует сознанием зрителя. Эти приемы можно использовать и в литературном творчестве.

6. Образ – метафора – символ. На трех этих элементах строится язык авторских фильмов, хотя они могут присутствовать и в жанровом кино. Что такое черные кони, которые лежат на траве в фильме «Андрей Рублев» Тарковского? Однозначно ответить нельзя – у каждого, кто смотрит фильм, будет свое объяснение. Черные кони – это символ, который пронизывает весь фильм, встречает зрителя в начале и провожает его до конца. Такие образы обращаются не к голове, а к сердцу зрителя.

7. Конфликт. Конфликт – основа драматургии, он появляется и в кино. Это – не всегда ссора или драка, конфликтом может быть противоречие. Оно может создаваться любыми средствами, может быть и открытым, и глубинным. Конфликт должен быть в кадре, в образе, в сцене, в эпизоде, в монологе.

Опираясь на эти принципы, не следует забывать, что сценаристика – это работа, не похожая на писательскую. Часто это коллективный труд, в котором у каждого свои обязанности и свое поле для работы. 

Быть сценаристом – значит быть готовым долго работать над одним и тем же проектом, редактировать, вносить изменения, возвращаться к какому-нибудь эпизоду снова и снова – дорабатывать, казалось бы, уже готовый сценарий. По требованию режиссера или редактора историю нужно уметь изменять и переписывать, иногда, что называется «резать по живому». 

Поэтому решать, идти ли в сценаристы, нужно, исходя из черт своего характера: насколько ты гибок и лоялен? Одни хватаются за перо при первой необходимости, другие не готовы расставаться ни с одним написанным словом. Последним в профессии труднее. 

Без высшего образования сценаристам никак: этому нужно учиться. Самое важное здесь – практика, работа с мастером-наставником. Такие условия может обеспечить только киношкола. И конечно, для того, чтобы стать хорошим сценаристом, нужно иметь достаточный читательский и жизненный опыт. 

Что почитать:

Роберт Макки «История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»;

Кристофер Воглер «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино»;

Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки». 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!