help@sochisirius.ru

Мы познакомились с участниками программы поближе и поговорили о проектной работе и задачах российско-индийской школы. В историях ребят оказались условными расстояния в десятки тысяч километров и разница в школьном образовании, а вот явно объединяющим – горячее желание развивать свою страну и работать на благо всех людей.

Екатерина Иванцова, направление «Дистанционное зондирование Земли»

На российско-индийской программе школьница из Борисоглебска работает над проектом по ДЗЗ, связанным с лесными пожарами. Тема актуальна: в июле 2019 года, когда горела Сибирь, казалось, что действующая система мониторинга лесных пожаров либо неэффективна, либо дает сбой.

Участники решили проанализировать данные космических спутников за этот период – большую часть времени заняло распознавание нужных снимков, обработка и послойный анализ снимков. Остальное время проектная группа работала над рекомендациями по профилактике пожароопасных ситуаций. Для Индии эта проблема не менее актуальна, в стране каждый год пропадает в огне около 13 га леса. 

До 7 класса Катя серьезно увлекалась архитектурой, полагая, что всю жизнь посвятит творениям Гауди и поиску того, как сделать жизнь людей более удобной. Озарение случилось в день рождения – 12 апреля, – приходящийся на День космонавтики. Посчитав это добрым знаком, школьница в 14 лет с упоением начала изучать литературу о космосе, а в скором времени неожиданно для себя придумала, как могла бы выглядеть обитаемая станция на Марсе.

С этим проектом девочка приняла участие в конкурсе «Большие вызовы», победила и приехала в июле 2017 года в «Сириус», став участником той самой знаменитой команды, создавшей в космических лабораториях Центра спутники «СириусСат–1» и «СириусСат-2». Именно эти изобретения российских школьников были запущены с МКС, по сей день исправно мониторят космическую погоду, передавая данные на землю.

Уже через год в Индии, куда Екатерину пригласили на стажировку в числе 10 лучших выпускников «Сириуса», она работала над проектом по предсказанию геомагнитных бурь. Тогда участники обучали нейросеть собирать и анализировать данные по всем геомагнитным бурям. В итоге получилась некая вращающаяся на голограмме карта Земли, на которой зелеными точками были отмечены места потенциальных бурь.

Ридхи Наир, направление «Биотехнологии и генетические исследования»

Любовь Ридхи к биологии и естественным наукам началась в 8 классе – с теории Дарвина. Школьнице вдруг захотелось все, что он узнавал из теоретической науки, применять на практике в проектной работе. Так родился первый проект – антибактериальные салфетки из хлопка (без пластика), изготовленные с применением травяных экстрактов. Также Ридхи разработала натуральную присыпку для детей, которая помогает бороться с раздражением. Оба изобретения получили патент и эксклюзивные права на производство. За эти разработки Ридхи получила официальную награду от правительства Индии. 

В «Сириусе» у Ридхи первый опыт работы в международном коллективе. Школьница признается, что поначалу испытывала некоторую сложность в общении, но преподаватели и ребята в России были настолько доброжелательны и всегда готовы помочь, что уже через пару дней это ощущение растворилось.

«Я получила здесь научное знание и опыт, которые могу применить в проекте и сделать то, что сможет хотя бы немного улучшить жизнь людей в Индии. Я хочу помочь своей стране!».

Ридхи справедливо считает, что наука – невероятная область знаний, на которой основывается весь прогресс. Проектная задача, которую она решает вместе со сверстниками из России, связана с антиоксидантом, производителем которого являются водоросли. Ребята под началом наставников из Московского государственного университета изучают конкретные виды водорослей, чтобы сделать вывод – выгодно ли их использовать для промышленного производства антиоксиданта астаксантина или нет. 

Особо впечатлила школьницу научно-исследовательская поездка на форелеводческое хозяйство Сочи – единственный в России государственный рыбоводческий завод, на территории которого расположено 111 обособленных прудов с разными видами форели.

Григорий Долбилов, направление «Робототехника»

Своим приходом в проектную работу Григорий обязан дедушке: это он в раннем детстве познакомил внука с паяльником и транзистором, научил работать с инструментом. Еще дошкольником Гриша собирал простые электрические схемы, паял микросхемы – с тех пор любые инженерные изделия занимали его внимание, а дедушка был мудрым наставником – подсказывал и помогал. Благодаря ему Гриша собрал первый универсальный трансформатор тока, которым пользуется до сих пор для измерения тока в различных исследованиях.

Григорий признается, что на свою первую программу «Большие вызовы» он ехал с небольшими познаниями в программировании, а сегодня, на российско-индийской программе, он в команде с ребятами работает над алгоритмами, которые делают робота умным. Сомнений нет – свою профессию в будущем он планирует связать с информационной безопасностью.

В международной команде Россия – Индия Григорий Долбилов разрабатывает автономного робота-контролера для чайных плантаций. Во-первых, от правильно собранного чайного листа зависит качество продукции, во-вторых, если молодые побеги собрать не вовремя, упустить испорченный лист, ухудшается качество чая. Для Сочи это особенно актуально, так как территория известна большими плантациями чайных культур.

Чтобы решить эту проблему участники разделились на две подгруппы: одна выявляет брак при сборе урожая (делают они это при помощи алгоритмов машинного зрения, когда искусственный интеллект распознает, например, погибшие побеги чая), а вторая находит пути решения проблемы. 

Роботизированный контроль качества мог бы помочь наладить в России сельскохозяйственное производство, а значит, и экономику.

Бисванат Патса, направление «Чистая энергетика и устройства хранения энергии»

Бисванат всегда интересовался технической частью науки и энергией, точнее полученными из нее невозобновляемыми ресурсами. Желание узнать больше об устройствах ее добычи и хранения и привело к идее проектной работы.

Школьнику нравится ощущение, что он уже сейчас может помогать своей стране решать важные проблемы. Речь о безопасных источниках энергии и целых энергосистемах, экологически безопасных и вместе с тем автономных. Крайне важна безотходность технологий с точки зрения будущей утилизации отходов, прописанной в Декларации ООН.

«Пусть мой вклад и не такой огромный, но, если у меня получится создать что-то, способное хоть немного улучшить жизнь людей, я уже буду счастлив. Эти поиски мотивируют меня продолжать научную проектную работу».

В «Сириусе» Бисванту пришлось быстро погрузиться в тематику проекта. Интернациональная группа молодых исследователей работает над проектом автономного острова для ученых. Территория, полностью независимая от внешних источников и ресурсов жизнеобеспечения, оснащена различными средствами и интеллектуальными системами управления. Все оборудование там должно работать исключительно на чистой энергии и не использовать исчерпаемые ресурсы и не производить вредных отходов. 

Главная задача такого острова – создание уникальной среды для ученых, где их ничего бы не отвлекало от важных исследований. На программе ребята решили сделать макет острова, территория которого была бы рассчитана на 1800 человек.

Образовательный центр «Сириус» желает вам удачи!

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2020 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!