Выпускников октябрьской образовательной программы и участников профильных инженерно-математических и химико-биологических классов пригласили на экскурсию на Ленинградскую атомную электростанцию.
Крупнейшая в России по установленной мощности действующая атомная электростанция, расположенная в Сосновом бору Ленинградской области, принимала школьников «Сириуса». О работе важнейшего градообразующего предприятия, расположенного на южном берегу Финского залива, и о том, как атомная промышленность помогает реализовывать глобальные цели в области устойчивого развития страны, старшеклассникам рассказывали сотрудники ЛАЭС.
Они показали школьникам действующие и строящиеся энергоблоки ЛАЭС (на станции они представлены двух разных типов – канальные реакторы большой мощности и водо-водяные), а также познакомили ребят с работой станции.
«Я познакомилась с физикой с ее наиболее привлекательной стороны. Сотрудники ЛАЭС обошлись без сложных терминов и замысловатых формулировок. Буквально с нуля нам объяснили принципы работы одной из современнейших атомных станций мира и показали, как она работает на практике. Гуманитарий, глядя в учебник, редко может представить себе, как охлаждают энергоблок, на какой мощности работает АЭС и что будет, если нечаянно нажать на пульте управления не на ту кнопку. Огромное спасибо корпорации "Росатом" и Образовательному центру "Сириус" за возможность побывать на Ленинградской АЭС и получить столько интересной информации», – сказала Татьяна Уколова из Курска (направление «Литературное творчество»).
О том, что за аббревиатурой АЭС скрывается целая система, основу которой составляет реактор, куда загружается ядерное топливо и где протекает управляемая цепная реакция, школьники теперь знают не понаслышке и уже сами могут объяснить основные принципы работы станции: уран-235 делится медленными (тепловыми) нейтронами, выделяя в результате огромное количество тепла. Затем оно отводится из активной зоны реактора теплоносителем – жидким или газообразным веществом, проходящим через ее объем. Эта тепловая энергия используется для получения водяного пара в парогенераторе. Механическая энергия пара направляется к турбогенератору, где она превращается в электрическую и дальше по проводам поступает к потребителям.
«До этой экскурсии я не знала практически ничего о работе энергостанций, я не представляла, что поездка окажется для меня настолько познавательной. Правда, я не до конца разобралась с энергетическими блоками, но это значит, что мне есть чем заняться по возвращении. Меня очень впечатлили люди, которые работают на станции. Я думаю, что после этой экскурсии и усвоения полученной информации я определюсь со своим профессиональным будущим. Все-таки нам рассказали очень много по поводу самой работы на АЭС и вообще уровня жизни работников. Я бы поизучала эту область подробнее», – добавила Анна Сербина из Москвы (направление «Литературное творчество»).
Школьники пришли на АЭС не с пустыми руками: команда ребят, работавшая в этом году на научно-технологической программе «Большие вызовы» в направлении «Современная энергетика» под экспертным сопровождением «Росатома», презентовала руководству электростанции отраслевой проект «Система безопасности для АЭС XXI века».
«В течение июльской программы мы разрабатывали концепцию систем безопасности для реакторов ВВЭР средней мощности. Наша концепция потенциально может быть доработана и после дополнительных исследований и испытаний внедрена как в существующие реакторы, так и в новые энергоблоки», – пояснили ребята.
Работа была проделана немаленькая: проанализировать конструкции и схемные решения пассивных систем безопасности, применяемых в современных проектах АЭС у нас в стране и за рубежом, изучить физические процессы, лежащие в основе работы этих систем, выяснить существующие технологические и природные ограничения, препятствующие длительному охлаждению реактора – все это молодые исследователи успели в «Сириусе» за три недели.
Проект ребят начальник отдела информации и общественных связей филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» Ленинградской АЭС-2 Николай Кашин нашел перспективным и отметил, что такие молодые пытливые умы всегда нужны энергетической отрасли: «Я очень впечатлен общением с ребятами, приятно осознавать, что в нашей стране способствуют развитию таких одаренных школьников. Они – наше достояние, достояние нашей страны. Я желаю им много новых успехов и того, чтобы эти ребята в ближайшем будущем пришли нам на смену».
Школьники провели на Ленинградской атомной электростанции весь день. Полученные знания и совершенные открытия станут темами будущих докладов и научных проектов, говорят ребята, тем более что вопросы технологических и экономических проблем современного энергетического сектора сегодня являются особенно актуальными в мировом научном сообществе.
Напомним, организация экскурсии на Ленинградскую АЭС была инициирована «Сириусом» и госкорпорацией «Росатом» в октябре этого года. Тогда спикером Образовательного центра выступил генеральный директор холдинга Алексей Лихачев. Он провел для школьников лекцию и пригласил посетить одну из российских АЭС. На экскурсию приглашались авторы лучших мотивационных писем, связанных с атомной отраслью.