help@sochisirius.ru

Как найти свои сильные стороны, сделать недостатки  фишкой и причем здесь шариковая ручка? Секреты ораторского мастерства участникам образовательных программ, кураторам и лицеистам раскрыла Юлия Бомштейн, бизнес-тренер, руководитель в проекте «Наука Говорить», ведущий тренер в школе ораторского мастерства «Человек Слова», член Ассоциации Science Slam Россия, преподаватель Soft skills в ОЦ «Сириус».

Публикуем интервью с экспертом.

С чего начать, если хочешь научиться говорить правильно?

– Лучше всего действовать по методу дедукции – от общего к частному. Любое публичное выступление начинается с понимания его цели – зачем человек хочет научиться говорить. Потом нужно услышать, как человек в принципе говорит. Лично я прошу,  чтобы ученик поговорил на какую-то  простую тему,  например, о своем родном городе. По технике речи многое понятно сразу. В самом начале в первую очередь эффективнее акцентировать внимание на  сильных моментах,  развивать то, что уже хорошо получается. Уже потом подтягивать слабые стороны. Это вопрос психологии. Человек охотнее идет вперед, когда у него сразу что-то получается, он ощущает вдохновение, прилив сил, азарт. Потом уже нужно постепенно подключать и прорабатывать более слабые моменты. Если первые шаги начинаются с неудач, есть риск, что человек просто все бросит. Такое правило, мне кажется, работает в любом деле.

Характер и темперамент влияет на нашу обучаемость ораторскому мастерству?

– Да, есть те, кто получают удовольствие от того, что находятся в центре внимания. Таким людям нужно только научиться правильно себя подавать, подкрепить желание знаниями и умениями. А есть люди, которые буквально превозмогают себя, но им тоже нужно уметь говорить, например, чтобы проводить совещания на работе. Но раскрыться может каждый.

Что самое важное в науке говорить?

– Естественность. Человек может даже ошибаться, делать какие-то неправильные жесты, но, когда ему есть что сказать, и он является самим собой – это выглядит очень гармонично. Тренинги и нужны для того, чтобы освободить свое “я”. Многие боятся выйти на публику такими, какие они есть. Ко мне однажды обратился парень из одной крупной компании. В его обязанность входило мотивировать других сотрудников на увеличение объемов продаж. У них в компании другими супервайзерами это достигалось благодаря напору, голосу, энергетике. А этот парень был совсем не таким и из-за этого терялся. Мы с ним стали работать и раскрыли, что у него прекрасное чувство юмора, он легко и просто шутит в нужный момент.  Речь – это в конечном счете не про жесты и контакт глаз. Речь – это про мышление, знания, установки, ценности. Важнее всего не играть чужую роль. Я называю такие попытки «Ежик, стань зайчиком». Публика это чувствует. Будьте собой.

А можно сделать оратора из человека, который имеет явные проблемы с дикцией? Например, картавит или не выговаривает какие-то буквы?

– Это можно превратить в фишку. Я бы искала в таких людях то, что у них получается хорошо, и доводила это до мастерства. Например, у человека могут быть способности к образной речи. Человек может картавить, но говорить метафорами, образами. Очень часто мы слышим про энергетику, подачу, харизму. Нужно двигаться в этом направлении.

Если человек умеет красиво писать это означает, что он автоматически умеет красиво говорить?

– Нет, письменная и устная речь – это разные навыки. Есть много журналистов, которые отлично пишут, но вообще не говорят. Соответственно, и обратные ситуации тоже есть.

А может быть, просто зазубрить текст предстоящего выступления?

– Такое вряд ли сработает. Я называю публичное выступление здоровой импровизацией по маршруту. Спикер четко понимает, что идет из точки А в точку В, знает, где на этом пути остановки, владеет всеми главными тезисами. Но нужно всегда быть готовым к импровизации. А вот практиковаться, наговаривать текст нужно. Не зубрить, а именно тренироваться. Можно это делать перед зеркалом или в машине, чтобы элементарно привыкать к своему голосу. Потому что некоторые люди на сцене берут микрофон и, первый раз услышав свой голос, начинают бояться и теряются.

У вас есть курс по ораторскому мастерству для детей и подростков. В чем особенности работы с ними?

– Я очень люблю работать с подростками. Поработав в «Сириусе» и в других городах, я поняла, что они дают очень правдивую обратную связь, всегда говорят, как есть. У меня несколько курсов. Один из них – «Убеди меня, если сможешь». Это системный блок из трех занятий, который завершается кейсом. Я даю две позиции, и ребятам в ходе таких переговоров необходимо договориться. Нужно, не потеряв свои интересы, найти компромисс, используя необходимые техники. Такие навыки полезны и в жизни. Я учу подростков грамотно выходить из разных конфликтных ситуаций. В их возрасте все воспринимается острее: от споров в магазине до споров с родителями. Можно разжечь конфликт, а можно конструктивно перенаправить внимание оппонента с негатива на позитив. Также у меня есть курсы по стрессоустойчивости и презентационным навыкам. Последний учит емко и лаконично презентовать проект, ведь в «Сириусе» многие ребята защищают свои проекты. И такие знания будут для них полезны. А еще в этом году у меня появился отдельный курс для кураторов.

Какой минимальный возраст ребят, которым вы преподаете ораторское мастерство?

– В «Сириусе» я провела занятия для лицеистов 6-7 класса. Сейчас на самом деле много детей, которым хочется говорить. Этому способствуют соцсети, например, YouTube и ТикТок. В соцсетях умение излагать свои мысли особенно важно. На занятиях я учила ребят логично выстраивать мысли и уметь доносить свою позицию. Например, одной из тем дискуссии стал WI-FI в школе. Я попросила ребят обосновать, нужен он или нет.

А на что нужно обратить внимание, если выступаешь с научным проектом?

– Очень часто спикеры уходят в детали и при ограниченном количестве времени на выступление не успевают передать смысл. Когда ты работаешь над проектом кажется, что важно все. Ключевой инструмент – придумать метафору, чтобы сложное объяснить просто без потери смыслов. Простой пример: «Выступление похоже на ручку. У него есть стержень, содержание (чернила) и форма (пластиковый корпус)». И слушателям сразу понятно, о чем я, возникает картинка. Другой пример: «С точки зрения эрудиции каждый индивидуум, способный к когнитивным…». Все, фразу можно не продолжать. Мы мыслим образами, а за этими словами их нет. Людям должно быть интересно, а интересно, когда понятно.

Что можно почитать тем, кто хочет больше узнать об ораторском мастерстве?

– Мне очень нравятся книги Алексея Каптерева. Это тренер, который занимается подготовкой к публичным выступлениям. Также могу посоветовать работы Нэнси Дуарте. Это американский автор, коуч по презентационным навыкам. Очень полезны будут книги журналиста и спикера Нины Зверевой. Ну, и, конечно, практика и еще раз практика. 

Можете напоследок дать несколько  советов,  как  построить удачное выступление? 

– Выделю ключевые моменты. Начать подготовку нужно с завершения. То  есть продумать в первую очередь, что именно вам хочется оставить в головах слушателей. Далее – грамотно занять пространство. Важно сразу держать в поле зрения  всех  слушателей.  Не «учите» со сцены, а разговаривайте с людьми: с помощью интерактива, образной речи и риторических вопросов, например. Не зубрите текст, будьте готовы к импровизации. Не читайте со слайдов. Помните, что это только помощник спикера. И самое главное – будьте собой. Как известно, остальные роли уже заняты. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2022 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!