К семнадцати годам одиннадцатиклассница из Подмосковья Виктория Щур успела получить разряд по плаванию, окончить художественную школу, позаниматься танцами, вокалом, электроникой и пройти курсы по программированию на Сириус.Курсах. Но решила остановиться на технологическом предпринимательстве и запустить стартап в области искусственного интеллекта. Рассказываем о школьнице, которая благодаря своим разработкам уже дважды побывала на проектных программах в «Сириусе».
«Отдыхаю, когда переключаюсь с предмета на предмет»
Виктории 17 лет, она учится в одиннадцатом – математическом – классе и, как большинство выпускников, готовится к экзаменам. Подготовку к ЕГЭ приходится совмещать не только со школой и олимпиадами, но и с развитием собственного проекта в области искусственного интеллекта и курсами по финансовой грамотности.
Сейчас Викторию больше всего интересует технологическое предпринимательство, то есть создание продуктов и услуг с помощью новейших научных знаний и технологий. Поступать она планирует на прикладную математику и информатику в НИУ ВШЭ или МФТИ.
«Мне очень нравится, что после окончания учебы можно стать конкурентоспособным, успешным: даже в рейтинге Forbes "30 до 30" очень много выпускников этих вузов, потому что они действительно предоставляют возможности для развития. Сейчас я обучаюсь в International Economics School при МИЭФ: если хорошо покажешь себя во время обучения, можно получить скидку 80% при поступлении на платное отделение экономического факультета. Но на экономический я не собираюсь, а на курсы пошла ради знаний и повышения своей финансовой грамотности, а еще – чтобы подготовиться к учебе в Высшей школе экономики. Каждую субботу и воскресенье я езжу в НИУ ВШЭ на очные пары – это очень хорошая возможность познакомиться с вузом», - говорит Виктория.
Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики определенно в топе популярных российских вузов. Поступление туда требует серьезной подготовки, чем девушка и занимается большую часть времени.
«У меня сейчас очень плотное расписание. Школа находится далеко, так что отдыхаю я обычно, когда переключаюсь с предмета на предмет. Очень много дополнительных занятий находятся в соседнем городе: садишься на маршрутку, едешь, слушаешь музыку – это тоже вид отдыха», - отмечает она.
«Симбиоз талантов дает проекту импульс»
«Большие вызовы» – это конкурс, в котором участвуют школьники со всей страны. На этапе отбора они представляют экспертам конкурса свои научно-технологические проекты. Авторы лучших работ отправляются на очную программу в «Сириус», где больше трех недель с нуля разрабатывают новый проект. Виктория побывала на «Больших вызовах» уже дважды.
«В прошлом году мы разрабатывали систему для мониторинга качества хранения лекарственных препаратов в лаборатории. Например, у нас есть вакцина от коронавируса, которая должна храниться при определенной температуре, этот показатель никак нельзя уменьшить или увеличить – будут большие потери для качества продукта. Благодаря нашему проекту эти проблемы можно устранить: датчики мониторят качество хранения в реальном времени. Помимо специальной платформы с графиками данных, мы разработали телеграм-бот, который присылает уведомление, если какой-то показатель превышает норму допустимого значения. Это был мой первый опыт командной проектной деятельности: нужно было учиться находить грамотный подход к «сокомандникам», потому что каждый человек имеет свои особенности. Я помню, как мы соревновались: один участник не принимал идеи другого, и на этом фоне были некоторые конфликты. Но благодаря нашей осознанности и нашим руководителям их удалось урегулировать. Я очень сильно прокачала soft skills, hard skills, навыки ораторского мастерства: у нас было две предзащиты проекта – и оба раза в качестве спикера выступала я», - вспоминает Виктория.
Hard skills – это конкретные практические навыки (например, умение программировать, создавать дизайн сайтов, пользоваться инструментами аналитики)
Soft skills – универсальные компетенции, необходимые для работы в разных проектах и в разных коллективах (стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, креативность, способность учиться).
Полученные на первой программе умения пригодились Виктории во время разработки приложения keepfood на программе «Большие вызовы». Это сервис подбора меню, работающий при помощи технологий искусственного интеллекта. На основе данных о кулинарных предпочтениях, финансовых возможностях, количестве приемов пищи и других особенностях пользователя приложение предлагает список оптимальных блюд на каждый день. Сервис также позволяет заказывать продукты из известных сетей супермаркетов.
После завершения программы команда школьников продолжает расширять и продвигать проект и даже планирует выход на всероссийский рынок.
«Изначально я была и техническим директором, занималась продвижением и собирала команду. Еще в команде был разработчик, который отвечал за написание прототипа, и маркетолог, который проводил интервью с пользователями. Сейчас в нашем проекте шесть человек: часть ребят занимается маркетингом и продвижением, часть – непосредственно искусственным интеллектом, еще часть – бэкендом и фронтендом. Мы уже даже всерьез думали о дизайне: проводили исследование, в результате которого выяснили, что цвет, который больше всего ассоциируется у людей с едой и питанием, – оранжевый», - говорит школьница.
Фронтенд-разработчик отвечает за пользовательский интерфейс продукта. Это все, что мы видим на сайте или в приложении, – баннеры, кнопки, анимации, визуальные блоки и другие детали.
Бэкенд-разработчик отвечает за реакцию ресурса на действия пользователя и выдачу информации. По нажатию кнопки пользователь переходит на новую страницу, не видя, как этот процесс реализуется технически, но переход возможен именно благодаря бэкенд-разработке.
В итоге, отмечает девушка, такой симбиоз талантов дал проекту импульс. Работа в команде позволила распределить обязанности, применить навыки каждого участника.
«Все началось с того, что я увлеклась киберспортом»
Хотьково – небольшой город в Московской области. Он знаменит тем, что неподалеку находится Абрамцево – усадьба, где в XIX веке писали картины Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель и другие известные художники. Поэтому Хотьково ассоциируется преимущественно с искусством. Родители Виктории – художники, она тоже окончила художественную школу. Но профессионально заниматься живописью, вопреки семейной традиции, не стала, а до выбора технической специальности успела попробовать множество других хобби.
«В детстве я много чем занималась: большой теннис, пение, танцы, плавание – у меня третий взрослый разряд, очень нравился стиль баттерфляй. Занималась гончарным делом, участвовала в конкурсах, думала подавать заявку на программу «Сириуса» по гончарному искусству. Теперь рисование помогает мне при ведении проектов и поиске нестандартных путей решения задач по физике, математике и информатике. Всерьез точные науки заинтересовали меня позже. Все началось с того, что в седьмом классе я увлеклась киберспортом: нравилось играть в компьютерные игры, я участвовала в турнирах. Дальше мне стало интересно, как эти игры устроены – и я познакомилась с программированием. После программирования я увлеклась электроникой, у меня даже была паяльная станция», - с улыбкой вспоминает Виктория.
С момента увлечения киберспортом интересы Виктории трансформировались, но любовь к технологиям сохранилась. Она познакомилась со школьниками и преподавателями, которые увлекаются технологиями, и сама стала полноценной частью их сообщества.
«Я поняла, насколько мир тесен. Вы попадаете в комьюнити научных технологических энтузиастов и больше из него не вылезаете. Куда ни пойду – везде ребята из «Сириуса» и других проектов! Я уверена, с этими людьми мы будем идти дальше по карьере, по жизни, куда-то вместе пытаться пробиваться».
- Какие события в жизни ты можешь назвать главными в формировании себя?
- Если говорить о самых важных событиях, которые меня сформировали, я могу назвать четыре:
Для тех, кто мечтает развиваться в области искусственного интеллекта, «Сириус» открыл курсы по ИИ, программированию и математике. Благодаря онлайн-школе, тысячи школьников уже присоединились к профильным программам Центра и участвуют в научно-технологических проектах.