Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Как можно подготовиться к программе?
Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи.
Прочитать (перечитать) лирику И. Анненского, Ф. Сологуба, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, И. Бродского, Л. Лосева, Н. Слепаковой, А. Кушнера, В. Лейкина, Ю. Кима, М. Щербакова.
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
· в составе творческого коллектива примут участие в литературном проекте
· проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст
· изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями
· прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров
· получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества
· станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством
· совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера).
Литературные семинары
«Школа лирики» — Пугач Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
«Школа современной поэзии» — Кучина Татьяна Геннадьевна, доктор филологических наук, член жюри всероссийской олимпиады по литературе.
«Школа стилизации» — Алферова Татьяна Георгиевна , главный редактор издательства «Геликон Плюс», член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей.
«Школа центонов» — Раппопорт Римма Вадимовна, аспирант СПбГУ, учитель первой категории.
«Школа песенных текстов» — Коломенский Дмитрий Эвадиевич, поэт, член Союза писателей Санкт-Петербурга, автор книг стихов «День города», «Домашняя работа».
Мастерские письма
· Азбель Анастасия Антольевна «Мастерская разумных суждений и научного бреда»
Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. Также стажеры смогут освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты — решение парадоксальных кейсов.
· Жданова Валерия Алексеевна «Мастерская неожиданных финалов: как написать новеллу»
Новелла — один из самых сложных литературных жанров: с одной стороны, она стремится к небольшому объему, с другой — текст нужно наполнить таким увлекательным сюжетом, от которого читатель не сможет оторваться, не дойдя до финала. В рамках занятий мастерской участники напишут собственную новеллу, а в завершении работы попробуют себя в качестве критиков и редакторов готовых текстов.
· Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста»
Во время работы в мастерской участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по февральскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного фантастического персонажа.
· Пугач Вадим Евгеньевич «Анализ текста»
Участники мастерской будут учиться анализировать и оценивать современный поэтический текст. Продукт, который сможет создать каждый участник мастерской, — небольшое, но убедительное критическое эссе, посвященное одному стихотворению, написанному не более четверти века назад, или одному поэту.
Мастерские текстов новой природы
· Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в игру»
На занятиях участники мастерской узнают, как найти захватывающую историю, которую они смогут рассказать большой аудитории, познакомятся с форматом TED-конференции, узнают секреты хорошей презентации и подготовят свое выступление в формате стендап.
· Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»
Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.
· Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок.
· Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion.
Литературный проект
«Арт-пространство поэзии. Выставка "Поэтических школ"»
Заказчик: «Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме», г. Санкт-Петербург.
Название проекта
1. Поэтическая школа футуристов
2. Петербургская-ленинградская поэтическая школа
3. Поэзия бардов (авторская песня XX века)
4. Поэтическая школа символистов
Техническое задание:
— визуальность
— перформанс
— декорации
— артефакты (предметы)
4. Оформить павильон по законченному оригинальному проекту и организовать тематическую экскурсию
Формат защиты
1. Экскурсия для участников программы и экспертов по тематическому павильону выставки «Арт- пространство поэзии. Выставка “Поэтических школ”».
2. Представление результатов в формате защиты (оформленный в письменном виде проект).
Выступление — до 15 минут.
Ответы на вопросы — до 10 минут.
Подведение итогов защиты — 5 минут.
эксперт федеральной программы "Россия - страна возможностей. Флагманы образования", кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Председатель секции «Поэзия» Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета