Считается, что каждая картина говорит нам о своей эпохе и каждая эпоха диктует свои «визуальные правила», с помощью которых можно «прочитать» любое полотно. Установить, в чем исходный смысл произведения, и как его воспринимали современники, воспитанникам февральской смены помог кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков.
– Я объяснил ребятам, почему Пушкин на портрете художника Ореста Кипренского изображён со скрещенными руками и почему на нем шотландский плащ. Разобрались, как это все связано с глубокой, почти эзотерической традицией понимания человеческой природы, которая нашла отражение в различных изображениях, от Средних веков до XIX столетия, – говорит Илья Аскольдович.
На свой портрет Пушкин ответил художнику стихотворением: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит…». Реакция поэта объяснима: на портрете он наделен яркими романтическими чертами, он «вдумчив и пасмурен»; клетчатым шотландским пледом, накинутым на плечо, художник подчеркивает связь Александра Сергеевича с Дж. Байроном, кумиром эпохи романтизма, поэтическим гением Европы. Здесь важно все: каждая деталь картины несет глубинный подтекст.
– Я не могла подумать, что смысл известного портрета гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Чтобы понять, почему Кипренский написал Пушкина именно так, и никак иначе, мы перебрали гравюры Дюрера и его знаменитую «Меланхолию». Мы рассмотрели само явление меланхолии в искусстве разных времен и даже поговорили о типах личности и темперамента персонажей, изображенных на картинах, пока не дошли до образа гения, – подытожила Анастасия Третьякова (16 лет, город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, направление «Литература»).