Беседа с Еленой Ивановной Казаковой, руководителем образовательной программы «Литературное творчество» в «Сириусе», доктором педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, посвящена итогам первой литературной смены.
- Елена Ивановна, для «Сириуса» открытие гуманитарного направления работы - большое событие. Расскажите о том, как прошла первая литературная смена для педагогов и принявших в ней участие школьников?
- Отвечу, что получилось абсолютно все и совершенствовать нужно тоже абсолютно все. К счастью, из того, что мы задумывали как авторы образовательной программы, аналогов которой нет, потому что она создавалась специально для Центра «Сириус», главное реализовать удалось – в творческом портфеле каждого из участников появился блестящий образец литературной работы, у кого-то это число больше, у кого-то меньше, но первый литературный альманах «Сириуса», состоящий из статей, очерков, репортажей, эссе, литературных зарисовок наших молодых авторов, уже готовится к публикации.
- Внутри литературного направления работала балльная система оценки, расскажите о том, с какими результатами ребята закончили программу?
- Да, максимальный балл, который они могли набрать за время работы программы с 1 по 24 сентября, - 100 баллов за разные виды работ. Порог в 50 баллов был обозначен, как необходимый минимум, его не «перешагнули» только двое. Было много ребят, набравших 51 и 52 балла, на самом деле я очень горжусь участницей, которая до последней минуты не сдавалась, стараясь исправить недочеты в работах - получить заветные «пятьдесят» и именной сертификат участника программы «Литературное творчество».
Так, за сочинение можно было получить 15 баллов, 20 баллов – за проект, 10 баллов за работу в литературной мастерской, дополнительно ребята писали отчет о литературном путешествии, встрече с писателем, отчет о событии, критический отклик на сочинение другого товарища. Плюс так называемые 17 бонусных баллов, которые каждый мог поставить за самооценку. Между прочим, большинство ребят этой возможностью воспользовались по минимуму.
Была единственная участница, из Казани, получившая 105 баллов, но это скорее исключение за ее блестящую работу все 24 дня смены.
- Елена Ивановна, первая литературная смена приняла 130 участников, октябрьская объединяет 133 человека. Расскажите, какие они, школьники, выбирающие в «Сириусе» программу «Литературное творчество»?
- Они все очень разные. На первой смене среди ребят был один абсолютный лидер образовательного процесса, вот эта самая «105-балльница» из Казани. Ее трудно отнести исключительно к литературному направлению, потому что первый раз она принимала участие в Проектной смене «Сириуса». Наверное, эта девочка в принципе воплощает собой ученика, которого мечтал бы видеть любой педагог. Высокая мотивация, абсолютное понимание цели и задач, владение ресурсами времени и пространства: ей тут хотелось всего - учиться писать, учиться снимать фильмы, участвовать в конкурсах, придумывать концепцию литературной газеты.
Она приехала на смену уже с оформленным литературным талантом, взяв с собой большое портфолио с публикациями, книжку стихов собственного сочинения (когда их читаешь, понимаешь, - это, безусловно, дар).
Совершенно другой персонаж – скорее более типичный для литературного творчества, если говорить о собирательном образе: мягкий характер, утончённое мировосприятие - участница программы из Рязани, читать её сочинения для меня каждый раз было событием. Дошло до того, что в последнем эссе я написала: «Я скучаю по вашим работам». Когда педагоги спрашивали, кто научил ее так талантливо писать, она очень скромно отвечала, что особенно никто не учил: просто в их средней школе в Рязани работает очень хороший учитель литературы, который ведет литературный кружок. Кстати у неё не было такого количества публикаций и готовых произведений, как у участницы из Казани, но таланта сполна. Просто ее обычная жизнь не часто дает поводы, чтобы писать, а вокруг нее не так много людей, которые бы читали её сочинения. От «Сириуса» она получила насыщенную событиями среду, единомышленников, педагогов, которые создают вызовы, читают, критикуют, профессионально интересуются её творчеством.
- Расскажите о том, какие образовательные модули включала программа обучения юных литераторов.
- Программа была построена на концентрированном количестве литературных практик, мы ориентировались на то, чтобы за смену каждый школьник создал по 10 литературных работ в разных жанрах – сочинение, эссе, рецензия, отзыв на сочинение другого участника, отчет о событии - в общей сложности 1 300 работ. Ребята делилась на подгруппы, по 25 человек каждая.
Нагрузка на педагогов тоже была серьезная: каждая работа прочитывалась, часто не по разу, какие-то отправлялись на доработку, перечитывались снова. Бывало, что по 5-6 раз, но литературный процесс этого требует. К счастью, наша сплоченная команда педагогов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) одновременно работала в «Сириусе» и удаленно в Санкт-Петербурге. Было сложно, но мы всё успевали.
Больше половины учебного времени по программе - около 20 часов – ребята занимались литературными проектами, еще 20 часов отводилось для творческих мастерских, 20 часов – лекции, творческие встречи с писателями, плюс ребята успели принять участие в 4 профильных олимпиадах.
В «Сириус» приезжали представители сразу нескольких ведущих российских вузов, презентуя различные олимпиады: Санкт-Петербургская всероссийская вузовская олимпиада, Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе, Всероссийская олимпиада сочинений. Мы считаем участие в олимпиадном движении важным для мотивированных школьников, поэтому на занятиях подробно объясняли и обсуждали требования разных комиссий, какие сочинения выигрывают и почему, как подготовиться к Тотальному диктанту ребятам рассказывала один из его организаторов, старший преподаватель кафедры русского языка СПбГУ Светлана Друговейко-Должанская. Весной в «Сириусе» обязательно будут писать Тотальный диктант вместе со всей страной.
В октябре мы пригласили на смену партнеров-филологов из ВШЭ (Высшая школа экономики), они содержат две престижнейших профильных олимпиады под названием «Высшая проба», по литературе и журналистике. Приедет в «Сириус» олимпиада «Воробьевы горы», которую проводит МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Елена Ивановна, что нового, на ваш взгляд, должно будет появиться на следующих литературных сменах?
- Однозначно будут совершенствоваться задания, честно признаемся: мы, педагоги, иногда даже не представляли, насколько серьезно эти дети могут работать. Для меня лично показательным моментом явилась разработка одной из команд Квест-комнаты по русскому языку в пространстве «Сириуса». Думаю, если бы мы изначально предполагали, что дети реализуют этот проект настолько здорово, можно было смело переходить от эскизной деятельности к реальному пространству. Теперь это сделают участники следующих литературных смен.
Что еще нужно совершенствовать? На примере сентябрьской программы стало понятно, что формат 1,5 часовой лекции устарел окончательно. Начиная с октября, мы существенно уменьшим право взрослого на лекцию, перейдём на альтернативные форматы подачи информации по типу «вопрос-ответ», мультимедийные презентации и т.д. Несколько изменится формат мастерских, в них будет больше прикладных направлений, рассказывающих о новых форматах изготовления мультипликации, облаков тегов, инфографики, сопутствующих современной литературной деятельности.
Отдельным видом работы станет Мастерская письма. Сентябрьский опыт показал, что для многих наших учеников часто сложно преодолеть так называемый школьный канцеляризм, привычку писать и размышлять штампованными фразами, когда, например, «великий русский поэт», «в великом русском произведении» и «образ Онегина встречается с образом Татьяны». И вместо того, чтобы искать собственное понимание характера, ситуации, школьник встраивает эти шаблоны в свои сочинения. Единственная контрмера, чтобы «образ с образом не встречался» так часто – это практика. Начинать с малых форм, миниатюрных сочинений, небольших рассказов, очерков – главное «набивать руку» и писать, писать, писать…
- Елена Ивановна, одним из обязательных пунктов литературной программы «Сириуса» было как раз сочинение на одну из предложенных классических тем – по «Капитанской дочке», «Герою нашего времени» и «Мастеру и Маргарите». Почему сочинение?
- На этапе обсуждения программы нам предлагали отказаться от сочинения как от главного жанра литературной смены. Но мы сознательно не стали этого делать и не будем делать впредь: во-первых, потому что страна возрождает сочинение как важный инструмент поддержки русского языка. И нам это нравится. Во-вторых, будущим литераторам нужно учиться писать и писать на больших формах. Необходимо, чтобы у детей нарабатывался настоящий опыт работы в том числе с длинными текстами: когда ты, как автор, собираешь информацию, слушаешь собеседника, создаешь текст, направляешь редактору, а в нашем случае научному консультанту, получаешь обратную связь, вносишь правки, выставляешь на суд общественности, выслушиваешь критику и дорабатываешь снова. Такой сложный, многомерный литературный процесс, но нам он кажется очень-очень правильным. Хотя и трудоемким. Но только из него, собственно, и рождается настоящее литературное творчество.
- Елена Ивановна, организаторы литературной смены реализовывали программу «Литературное творчество» на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИ ЧАВО им. Аркадия и Бориса Стругацких – «Понедельник начинается в субботу». В чем суть этой творческой задумки?
- Это большой литературный проект, на самом деле, когда на территории «Сириуса» на полную мощность заработает Настоящий Институт Чародейства и Волшебства (НИИ ЧАВО), как Центр популяризации детской фантастики, центр дружбы «физиков» и «лириков», и это это станет существенным вкладом в то, чтобы наши дети знали отечественные произведения «высшей пробы»: «Обитаемый остров», «Сказку о тройке», «Понедельник начинается в субботу» - для того, чтобы в России не исчезло великое творчество братьев Стругацких и других писателей, работающих в жанре научной фантастики.
НИИ ЧАВО задумывалось и реализуется как локальное литературное пространство и одновременно образовательная среда, внешне стилизованная под знаменитый ИЗНАКУРНОЖ (Избушки на курьих ножках) из «Понедельник начинается в субботу» с диваном-транслятором, фирменными портьерами и книжными полками. Под сводами литературного НИИ обязательно будет собрана библиотека детской фантастики, российской и советской, уникальной в своем роде подборке качественных научных фантастических книг для возраста 11-17 лет.
Конечно, Институт будет принимать в гостях современных писателей, устраивать творческие вечера, литературные гостиные и клубы, в его стенах вместе с участниками октябрьской смены начнём издавать собственный журнал «Полдень», который, надеемся, станет достойным преемником альманаха литературной фантастики «Полдень, XXII век» Бориса Стругацкого, и станет постоянной действующей издательской базой для литературных произведений участников смены.