После лекции о финансовой грамотности Вячеслав Крылов, кандидат философских наук, начальник отдела Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, согласился ответить на несколько вопросов о том, зачем, как казалось бы, в столь юном возрасте, а в «Сириус» приезжают школьники 11-17 лет, знания и практики по финансам.
- Вячеслав Владимирович, с какого возраста ребёнку нужно и можно рассказывать про деньги?
- Строгих ограничений по возрасту для таких разговоров нет. Общепризнано, что в настоящий момент финансовая грамотность или, назовём её, финансовая состоятельность или финансовая способность – это есть очень важная социальная компетенция современного человека.
На сегодняшний день в 63 странах мира, среди них большинство стран Европы, страны Северной Америки, действует национальная программа повышения финансовой грамотности. Это касается как развитых, так и развивающихся стран. В Великобритании и США издается огромное количество учебных пособий, огромное количество образовательных программ, которые посвящены повышению уровня финансовой грамотности среди населения.
- Чем вызван такой интерес к теме финансов и управления ими?
- Финансовые продукты сейчас настолько сложны, а риски настолько велики, что человек, не разобравшись, может взять на себя повышенные обязательства, которые не всегда может по тем или иным причинам исполнить.
Например, кредитные обязательства и массовые невыплаты по кредитам. Когда этот процесс набирает серьёзные обороты, то становится, скажем так, серьезными рисками уже для стабильности финансовой системы в масштабах государства. В связи с чем нам удалось добиться существенного понимания с Министерством образования и науки РФ в части разъяснительной и образовательной работы с населением.
- То есть теперь можно ожидать, что в России тоже появятся учебные пособия, брошюры по тематике финансовой грамотности?
- Да, 8 сентября между Министерством образования и науки и Центральным банком РФ было подписано соглашение, на основе которого будет налажена системная работа по повышению уровня финансовой грамотности образовательных организаций. Под образовательными организациями имеются в виду, соответственно, и дошкольное (начальное), и общее среднее, среднее специальное и высшее образование.
- Можете сказать о том, как строится эта работа?
- Уже сейчас в образовательные программы по предмету «обществознание» внесены изменения. Так, на уровне средней школы с 5 по 9 класс и в старших классах (10-11) появились тематические модули. В школьной программе «обществознание» считается предметом, который формирует мировоззрение, формирует социальную компетенцию школьника. И патриотическую, и гражданскую, в том числе и финансовую грамотность.
По инициативе Банка России подготовлен учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности», который состоит из учебного пособия, рабочей тетради и методических рекомендаций для учителей и предназначен для внедрения в образовательную программу в школе. Теперь такой набор имеется и в библиотеке «Сириуса».
- Интересно, что из себя представляет не традиционный учебник, а учебник по финансовой грамотности?
- Пособие можно использовать, начиная с 11-12-летнего возраста. Текст очень простой. И самое главное – его содержание практико-ориентированное. Оно не о финансах вообще, скорее о локальных подсчётах. Там есть задачи для вычислений, практические кейсы, над которыми нужно подумать, сравнить: «А как бы я поступил в этой ситуации?», подумать вместе с учителем и т.д. Наш девиз – «Школьные знания в реальную жизнь».
Уже после 9 класса ребята порой выходят во взрослую жизнь, поступив после школы в учебные заведения, переехав в другие города и поселки. А значит, они должны знать и понимать во всем, что касается страхования, сбережений, инвестиций в свою будущую пенсию. Спохватиться в 45 лет, как это часто бывает у взрослых, может быть слишком поздно. И государство, к сожалению, уже не сможет тогда ничем помочь. Поэтому очень важно, чтобы мы подходили к этому как к некоторой очень важной необходимости - беседовать с ребятами на «недетскую», как казалось бы, тему денег. Обращая внимание в том числе и на себя.